Дюнкерк. Величайшая военная катастрофа в английской истории, обернувшаяся величайшим примером единения народа и армии, чудом, которое позволило жителям Соединенного королевства снова поверить в себя и выстоять в грядущей Битве за Британию.
«Войны не выигрываются эвакуациями» – сказал после окончания операции по спасению экспедиционного корпуса Уинстон Черчилль. Но именно эта эвакуация позволила англичанам собрать силы для пяти грядущих лет войны.
Dunkirk Кристофера Нолана вовсе не о войне. Это фильм о людях. Солдатах, потерявших последнюю надежду на спасение и ведомых только звериным инстинктом выживания. Матросах, не спавших сутки напролет и валившихся с ног от усталости. Офицерах, которым ежечасно приходилось принимать непростые решения, цена которых — тысячи жизней британских и французских солдат. Пилотах, которые гибли вдалеке от берегов, получая от тех, чьи жизни они пытались спасти, только проклятья. Гражданских, которые нашли в себе силы отправиться в самое пекло. Нолан не пытается что-либо объяснить или доказать, он просто показывает нам, как выглядит война на самом деле. Без фанфар, без пафоса, без дешевого романтизма. И это буквально завораживает.
Бесспорно, Dunkirk нужно смотреть в IMAX. Фильм изначально снят на камеры IMAX, и именно этот формат позволяет оценить задумку Нолана в полной мере. И дело даже не в погружении в картинку, а в комплексе ощущений. Звук, картинка, музыка. В те моменты, когда герои фильма попадают под огонь, вам самим непроизвольно хочется спрятаться, вжаться в кресло. Стрельба здесь действительно пугает, пугает по-настоящему. Когда музыка гениального Ханса Циммера, кажется, превзошедшего самого себя, нагнетает напряжение, вы чувствуете это буквально всем телом. Это настоящая симфония смерти и разрушения. И картинка, конечно же, картинка. Нолан не злоупотребляет спецэффектами, предпочитая по-настоящему топить корабли и использовать реальные самолеты Второй мировой для имитации воздушного боя. И это действительно впечатляет. Dunkirk – очень честный фильм, которому веришь буквально с первого кадра.
Нолан не был бы сам собой, если бы не устроил в своем фильме традиционные игры со временем. Рваный монтаж и разный масштаб времени для разных персонажей рисуют безумную картину эвакуации. И если в начале фильм несколько тяжеловесно разгоняется, то ближе к финалу плотность событий настолько велика, а нарезка эпизодов настолько плотная, что тебя буквально сдавливает со всех сторон аудио-визуальный поток. Да, обязательно обратите внимание на цифры в самом начале картины, Нолан совсем неспроста акцентирует на них ваше внимание.
В фильме на самом деле очень мало текста, поэтому актерам приходится играть, а не прятаться за диалогами. Бесспорно, в построенной Ноланом картине роль рядового актера не так уж и велика, но в данном случае кастинг получился просто идеальным. И даже вызывавший сомнения критиков Гарри Стайлз оказался здесь очень к месту. Как и Том Харди, который большую часть фильма играет буквально одними глазами. О таких зубрах, как Кеннет Брана, Киллиан Мёрфи и Марк Райлэнс, и говорить не стоит. Они убийственно убедительны.
Dunkirk – стопроцентно нолановский фильм. Плотный, затягивающий, безумный. Пожалуй, еще никогда история Второй мировой не была так осязаема, так пугающе близка, как в Dunkirk.
P.S. Если вы не очень хорошо знаете военную историю, перед походом в кино настоятельно рекомендуем почитать Википедию или, например, вот эту статью об операции «Динамо».
P.P.S. Лучшим изображением пляжа Дюнкерка все же остается грандиозная, снятая одним дублем сцена в Atonement Джо Райта.